|
Еврейские источники греко-римского периода расширяют
традиционное представление об ангелах, содержащееся в иудейском
Священном Писании. Можно особо отметить первую систематизацию
Библейских хозяев Неба и приведение к иерархии различных каст ангелов,
управляющих и служащих на различных уровнях Неба. Упоминание Захарией
семи глаз Бога (4:10) трактуется как ссылка на семь архангелов, или
семь высших ангелов на семи небесах (Енох 61; Ветхий Завет, Леви).
Можно заметить политеистические взгляды, проявившиеся в возрождении
божественной иерархии в терминах монотеизма. Теперь вместо
второстепенных богов со специфическими сферами влияния появляются
ангелы, подчиненные единому Богу, но каждый - со своей сферой
полномочий (3 Енох). Это сопровождается размножением названных ангелов.
Впервые мы слышим об Уриеле, Рафаэле, Пениеле, Метатроне и многих,
многих других (I Енох, Товит, IV Ездры).
Также увеличивается осознание сходства между ангелами и смертными.
Кажется, что граница между человеческими и ангельскими состояниями
проницаема. Детальный анализ апокрифических фрагментов Библии (Бытие.
5:24; II Книга Царств 2:11), показывает, что неординарный смертный,
как, например, Енох, может быть возвышен до ангельского статуса (I
Енох).
Идея дуализма сильнее, чем в иудейском Священном Писании, проявляется в
Поздней Античности и приводит к разделению ангелов на два лагеря: света
и тьмы, что иллюстрируется материалами Руководства Дисциплины,
найденными среди Свитков Мертвого Моря. Мифическое упоминание о
злоключениях Сыновей Божих в Бытии 6:2 становится точкой отсчета для
этой веры. Так, легенда о падших ангелах вначале появляется в
псевдо-эпиграфических текстах (I Енох 6, из раздела, иногда называемого
Книгой Наблюдателей). Здесь также впервые встречается мысль о том, что
ангелы завидуют человеку. Миф о падших ангелах в конечном счете
становится главным богословским лейтмотивом в христианстве, но остается
в значительной степени в тени в иудаизме, оказывая гораздо меньше
влияние на позднюю иудейскую космологию (см. Демоны и Сатана). Вера в
то, что ангелы могут быть призваны и использованы человеком, что позже
станет главным элементом мистицизма Меркавы, первоначально появляется
как раз в это время (Книга Премудрости Соломона).
Вообще говоря, раввинская литература корректирует важную роль ангелов,
когда указывает их роль в Апокалиптической и Мистической традициях.
Предполагается, что ангелы не имеют свободы воли (Шабб. 88b; Бытие
48:11). Но они имеют интеллект и внутреннюю жизнь; они способны к
аргументированию и к ошибкам (Пс.18:13). Ангелы существуют, чтобы
выполнять единственную задачу (Бытие 50:2), ангелы подчинены человеку и
идее справедливости (Бытие 21, Послание Иеремии 93а).
Однако, упоминание ангелов в раввинской литературе почти так же часто,
как упоминание самих Небесных Хозяев. Многие божественные действия,
описанные в Священном писании, были позднее приписаны различным ангелам
(Бытие 31:8; Послание Иеремии 105b). В противоположность этой
тенденции, однако, традиция Еврейской Пасхи особо отрицает роль ангелов
в центральном событии избавления Израиля от Египта (Магид).
Функции ангелов являются еще более разнообразными, а их роль в
устройстве и функционировании мира - еще более проникающей.
Первоначально образ Мавета (Смерти) в Библии идентифицировался как
Малах ха-Мавет (Ангел Смерти). Раннее иудейское понятие личных ангелов,
мелахеи шарет и мемунех, "служащих" или "охраняющих" ангелов и
"посланников", также развивается в раввинской литературе. Мысль о том,
что ангелы составляют хор, поющий хвалу Богу, также является объектом
для комментариев и размышлений мудрецов (Бытие 78:1).
В то время, как раввинские писания не предлагают никакой систематизации
ангелов, в отличие от христианской и магической традиций, некоторые
параллели все же просматриваются. Так, из Талмуда мы узнаем, что
Михаил, ангел-хранитель Израиля, служит Первосвященником в Небесном
Иерусалиме (Стих 12b). Легенды об ангеле-пророке Илии становятся одними
из самых широко распространенных историй об ангелах. Илия часто
появляется среди смертных, неся им откровения от Небес и решая
неразрешимые вопросы.
То, что все ангелы (не только серафимы и херувимы) имеют крылья,
впервые упоминается именно в этом периоде (Стих 16a). Размер ангелов
может изменяться от маленького до космического (Стих 13b).
Также появляется фундаментальное разногласие о природе ангелов.
Некоторые рассматривают ангелов как "воплощенные идеи Бога",
элементали, сотворенные из огня, подобно мусульманскому Ифриту, или из
невозможной комбинации огня и воды (Сефер Ецира 1.7). Другие
расценивают их как нематериальные, бестелесные сущности разума.
В отличие от библейских авторов, Мудрецы позволяют себе размышлять над
происхождением ангелов. Они учат, например, что ангелы не существовали
до создания мира, а были созданы как часть небес на второй день
Творения (Бытие 1:3; 3). Другие утверждают, что они были созданы на
пятый день, день творения крылатых созданий.
В поздней античности ангеловедение становится главным элементом
мистицизма Меркавы. Любой адепт, желающий достичь небесного дворца и
видения Божественной Славы, должен был знать, как пройти мимо
ангелов-стражей (обычно зная и призывая их имена) на каждом уровне.
Возможно, даже более важным для этой мистической традиции является то,
что ангелы могли быть вызваны и притянуты к земле, чтобы обслуживать
человека-посвященного.
Множество ритуалов и практик, посвященных этому действию, приведены в
писаниях Хекалота. Зародившись в поздней античности, ангелы все более и
более связывались и ограничивались ежедневной жизнедеятельностью
человека.
Средневековый Мидраш повторяет и развивает ранние учения об ангелах, но
именно в этот период отдельные философы начинают предлагать
систематическую и идиосинкразическую классификацию ангелов. Маимонидес,
например, обстоятельно говорит о них в своей Мишех Тора, Хилкот Висодеи
ХаТора (Законы Основ Торы). Тщательно классифицируя ангельские ранги
(их десять) в своей рационалистичной системе, Маимонидес приравнивает
их к аристотелевым "умам", которые являются посредниками между сферами.
Как таковые, они являются осознающими и управляющими сферами в их
движении, но в этом аристотелевском контексте Маимонидес говорит, что
они - формы природной казуальности, в противоположность
сверхъестественным существам. Он также расширяет свое определение,
включая природный феномен и даже человеческую психологию (он описывает
чувственный импульс как "ангела вожделения"). Основываясь на этом, он
заключает, что существует два типа ангелов, извечные и эфемерные,
причем последние постоянно оказываются то внутри, то вне существования.
Он также отрицает, что ангелы когда-либо могут приобретать материальную
форму; столкновения, описанные в Библии, - это только видения и мечты
патриархов и матриархов. Напротив, другие мыслители, такие как немец
Pietist Eleazer of Worms, придерживались эзотерических и
безаппеляционных сверхъестественных понятий в ангеловедении. Из-за
возвышенного статуса изучения Торы среди евреев Ашекнази, ритуалы
вызова ангелов, особенно тех, кто мог бы открыть секреты Торы, подобно
Сар Ха-Тора и Сар Ха-Паним (Принц Торы и Принц Присутствия), стали
широко известны.
Ране-средневековые магические труды Сефер ха-Разим каталогизируют сотни
ангелов, наряду с этим указывая, как повлиять на них и использовать их
имена при создании защитных амулетов, проклятий и других способов
достижения могущества. Зохар, наряду с продолжением традиции ангельский
систематики, сортирует их в семь дворцов и классифицирует их согласно
четырем мирам эманаций (1:11-40), а также наделяет ангелов женскими
признаками наряду с признаками мужскими (1:119b).
Каббалисты во множестве сообщали о посещениях ангелов. Законодатель
магии Джозеф Каро писал о духе Михны, который навестил его ночью и
обучил его Тора ха-Сод, эзотерической Торе.
Главным вкладом идей хасидов в ангело-ведение была четко
антропоцентричная, даже психологическая интерпретация природы ангелов.
Ранние мастера хасидов считали, что эфемерные ангелы являются прямым
результатом человеческих действий. Хорошие дела создают хороших
ангелов, разрушительное поведение создает разрушительных ангелов, и
т.п. Другими словами, большинство ангелов - это побочный продукт
деятельности человека, но никак не Бога! Таким образом, баланс между
ангельскими и демоническими силами во вселенной - это прямой результат
человеческих решений и действий.
В последней четверти 20-го столетия, по свидетельству еврейского общества, интерес к ангелам возродился.
Магическое использование: имена ангелов имеют апотропические свойства и
часто появляются на амулетах, магических надписях и формулах. В
вечерних ритуалах отхода ко сну Криат Ш'ма ал ха-Митах ангелы Михаил,
Габриель, Уриель и Рафаил призываются для защиты на всю ночь. Ангелы
имеют свои области специализации и могут быть вызваны для помощи
смертным в этих областях, таких как, например, изучение и запоминание
Торы.
|
|