Всемирно известный классик персидско-таджикской поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ. Полное имя – Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури.
Омар Хайям - всемирно известный классик персидско-таджикской поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ. Полное имя – Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. …Омар Хайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. Учился в Нишапуре, а затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др. Около 1069 г. в Самарканде Омар Хайям написал тракта «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». …В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. …В 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». …В 1079 г. вместе с сотрудниками вводит в действие календарь. Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре …В последние годы 11 века меняется правитель Исфахана и обсерватория закрывается. …Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. …В 1097 году работает врачом в Хорсане и пишет трактат на языке фарси «о всеобщности бытия». …Последние 10-15 лет жизни Хайям проводит очень тяжело в уединении в Нишапури, мало общается с людьми и много читает. …Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). …Он дошёл до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.
___Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. …Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. …Его стихи «жалящие как змея» до сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. …Философия Омара Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения («Цель творца и вершина творения – мы»). …Он ненавидел и обличал существующие порядки, религиозные догмы и пороки, царившие в обществе. …Однако часто Хайям впадал в пессимизм и фанатизм, что было широко распространено в средневековье и особенно на востоке. …Этот мир считался временным и преходящим. …Богословы и философы того времени придерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. …Всё это не могло не найти своего отражения в творчестве Омара Хайяма. …Однако поэт также любил и реальную жизнь, протестовал против её несовершенства и взывал наслаждаться каждым её мигом, невзирая на то, что существующие нравы и инквизиция не разделяли и преследовали подобные взгляды на жизнь. ___Рубаи Омара Хайяма – классика восточной средневековой поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова.
* * * Трясу надежды ветвь, но где желанный плод? Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдёт? Тесна мне бытия печальная темница, - О, если б дверь найти, что к вечности ведёт!