Их принимали за вампиров
| В древних летописях есть упоминание об умерших, чьи тела столетиями оставались нетленными и выглядели так, будто люди только-только уснули. В простонародье находки таких "живых трупов" вызывали мистический страх. Странных мертвецов принимали за вампиров - отрубали им голову, вгоняли в сердце осиновый кол, а потом сжигали тело, тем самым уничтожая доказательства существования феномена нетленности. И теперь интересующиеся этим явлением люди вынуждены по крупицам собирать информацию...
Вот несколько примеров из собранных исследователями фактов.
В 1485 году Рим был взбудоражен необыкновенным фактом. О нем весьма достоверно и подробно сообщили "Римские хроники" - летопись событий того времени. Ломбардские каменщики на стройке церкви Санта Мария Нуова нашли саркофаг с телом девушки. Она - на вид лет пятнадцати - лежала как живая. Цвет лица свежий. Кожа влажная. Губы яркие, алые... Но удивительнее всего было то, что она нежно и спокойно улыбалась, как будто видела прекрасный сон... Весь Рим сбежался на это зрелище, такая была давка, что нескольких любопытных затоптали. И тут папа Иннокентий, опасаясь, как бы мертвая язычница не была по воле народа объявлена святой, велел вынуть тело из саркофага... Когда ее поднимали, она была по-прежнему теплая, словно полная живой, струящейся по жилам крови... Тяжелый узел черных волос, развившись, упал на плечи и грудь, отчего она стала еще прекрасней... Потом папские воины тайно похоронили ее ночью где-то возле Порто-Пинчо. Рассказ, помещенный в "Римских хрониках", в течение многих веков вдохновлял литераторов и любителей истории, выдвигавших разнообразные предположения по поводу мертвой красавицы, у которой время не отняло физической привлекательности. В конце XV столетия анатомическое исследование трупов, включая судебно-медицинское вскрытие, было категорически запрещено. Поэтому девушка из саркофага избежала ланцета хирурга или хотя бы иглы, при помощи которой можно было бы понять, не сохранилось ли у нее кровообращение.
Полтора века спустя труп французской монахини Розелин, сохранившийся без каких-либо признаков разложения, все же обследовали врачи. Розелин более сорока лет была монахиней в общине доминиканок провансальской местности Ля-Сель-Рубо. Хроника монастыря не упоминает, отличалась ли она при жизни особой набожностью. Поэтому остальные монахини были искренне изумлены, когда после смерти 60- летней сестры Розелин тело ее сохранило вид живого, кожа - эластичность, а глаза - блеск. Монахини вызвали врача. Он исключил летаргию, и Розелин была похоронена на монастырском кладбище. Через пять лет ее могилу вскрыли и с ужасом убедились: Розелин совершенно не изменилась. Летом 1660 года в монастырь прибыл король Франции Людовик XIV вместе с матерью Анной Австрийской. Достойные гости с изумлением взирали на не изменившееся в течение трех веков тело. Оно производило впечатление живого (конечно, были открыты только лицо и руки). После этого молодой король с не меньшим интересом изучил глаза монахини, которые были как живые. Затем обратился к придворному лекарю Антуану Вайо, чтобы тот пинцетом проколол глаз. Раненое глазное яблоко реагировало точно так же, как глаз живого человека: зрачок сузился, потерял блеск, а из места прокола вытекла капля розоватой жидкости. Когда Анна Австрийская, уже после отъезда из монастыря, пожурила сына, он со свойственной ему прямотой заявил, что хотел уличить монахинь в мистификации, но теперь верит в "это чудо". Первый подписанный врачами протокол освидетельствования трупа сестры Розелин составлен в 1887 году. Четыре врача в присутствии епископа епархии Вар осмотрели умершую, со времени кончины которой прошло уже более 550 лет. Единогласно заявили, что кожа монахини свежая и эластичная, кисти и стопы сгибаются. После нажатия пальцем тело возвращается к прежнему состоянию. Видимо, уважение к умершей, пользующейся и без официальной канонизации общим поклонением, не позволило вскрыть вену Розелин, а тем более произвести вскрытие тела. А через семь лет после этого осмотра произошло нечто не менее удивительное: противившееся разложению и воздействию времени тело монахини, покоившееся уже несколько веков в мраморном саркофаге, неожиданно за несколько дней превратилось в высохшую, сморщенную мумию.
Феномен нетленности "продемонстрировал" и некий Жан Ле Вассер, городской советник из Лилля. В 1625 году, в возрасте 65 лет, он умер и был похоронен в церкви в тяжелом дубовом гробу. Прошло полтораста лет, грянула французская революция, и озверевшие санкюлоты начали грабить дома состоятельных людей. Церковь также была осквернена. Грабители взломали двери склепа и начали разбивать гробы в поисках драгоценностей. Когда вскрыли гроб Ле Вассера, глазам грабителей предстал труп пожилого мужчины, выглядевший так, будто умер минуту назад: не было следов разложения и даже плесени на одежде. Грабители были пьяны, и один из них вытащил нож, отважившись отрезать умершему безымянный палец, на котором был перстень с сапфиром. И тогда, к великому изумлению осквернителей могил, из искалеченной кисти потекла свежая, темно-красная кровь. Грабители в ужасе бежали. Весть о необычном и необъяснимом явлении стала известна врачам. Два военных хирурга отправились в церковь, без труда нашли в разгромленном склепе останки городского советника и приказали отнести их в госпиталь. Была произведена резекция, из тела извлечено сердце, совершенно не измененное. Один из хирургов взял его и сохранил в анатомическом кабинете, откуда оно исчезло лет через двадцать. Тело Ле Вассера было выставлено для всеобщего обозрения в церкви, откуда уже вынесли алтарь и священные изображения. Это было совершено "для разоблачения вредных религиозных суеверий", как сообщал революционный листок с громким названием "Истинный патриот". Было лето, стояла сильная жара, но, несмотря на это, Ле Вассер, лежавший в открытом гробу, производил впечатление живого. Никто из многочисленных посетителей оскверненной церкви не почувствовал ни малейшего запаха разложения... Опасаясь, что среди жителей Лилля начнется возврат к религии из-за удивительного мертвеца, революционный трибунал города спохватился и через две недели приказал похоронить его в могиле для бедных. Через несколько лет кладбище сровняли с землей, и всякая эксгумация, могущая проверить состояние мертвого тела в дальнейшем, стала невозможной...
Одно из наиболее часто посещаемых мест Неаполя - кафедральный собор, сооруженный в XIV веке, где находится три реликвии святого Януария, покровителя города. Это - череп, остатки высохшей ткани и кровь святого. Рака, хранящая кровь, напоминает старинный фонарь вроде тех, какими снабжались кареты: две выпуклые стеклянные пластины соединены металлической оправой. Внутри помещены две стеклянные ампулы, наглухо закрытые серебряными пробками. Меньшая из них пуста, и на стенках видны только несколько коричневых пятен. Большая ампула заполнена каким-то непрозрачным и запекшимся веществом, быть может и напоминающим древнюю кровь.
Чудеса, связанные с кровью святых, привилегия не только Неаполя. Историк церкви Беранже-Геран описал в книге "Кровь, которая живет" подобные явления, происходящие в разных странах: кровь святых, хранящаяся в 23 ампулах с очень давних времен, в определенные дни года претерпевает подобные изменения.
Что же это может быть? Мистификация? Или необыкновенные, еще не изученные свойства человеческого тела? Журнал "Чудеса и приключения" сообщает, что французские ученые еще перед второй мировой войной создали научный институт, занимающийся исследованием явлений физической смерти и процессом постепенного умирания отдельных клеток и тканей живого организма. Они утверждают, что, возможно, кровь содержит еще не обнаруженные современной наукой составные части, которые могут восстанавливаться практически бесконечно уже после смерти организма, - отсюда случаи сохранения тел, не подвергающихся разложению.
Феномен нетленности, вне сомнений, нуждается в более тщательной проверке. И если он все же существует, именно в этом направлении возможны открытия, способные реализовать мечты человечества о бессмертии или хотя бы увеличении срока жизни.
Из книги Николая Непомнящего "ХХ век: Открытие за открытием"
|